ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман

ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман
(1893-1970)- польск. философ, один из крупнейших представителей феноменологии. Род. и умер в Кракове, изучал философию под руководством Твардовского во Львове, затем - Гуссерля в Геттингене, где также занимался математикой у Д. Гильберта и психологией у Г. Мюллера. В 1918 защитил диссертацию "Интуиция и интеллект у Анри Бергсона". С 1921 преподавал философию в ун-те Львова, в 1945-63 - в Ягеллонском ун-те Кракова. В период немецкой оккупации, когда польские ун-ты были закрыты, И. работал над своим главным трудом "Спор о существовании мира". В начале 50-х, отстраненный от преподавания уже коммунистами (до 1956), переводил на польский "Критику чистого разума" Канта.

В творчестве И. совместились нем. феноменологическая традиция и стремление к точности и строгости философских рассуждений, характерные для аналитического стиля Львовско-варшавской школы. Разделяя основные идеи феноменологического метода Гуссерля, И. отвергал трансцендентальный идеализм  своего учителя и доказывал, что феноменология совместима с реализмом. Ранние работы И. посвящены эпистемологии, однако известность ему принесли исследования по онтологии и эстетике. Онтологию И. рассматривал как основу всех других философских дисциплин, поскольку наши способы осознания сущего определяются типами объектов и типами отношений между ними. В онтологическом анализе он различал модусы существования (абсолютное бытие, темпоральное (реальное) бытие, идеальное (вневременное) бытие, чистое интенциональное бытие) и экзистенциальные моменты. Бытие как универсальная характеристика само по себе не схватывается нами в объекте. Мы можем воспринимать лишь отдельные экзистенциальные аспекты. Среди них И. выделяет четыре основные пары противоположностей: экзистенциальная автономия - экзистенциальная гетерономия; экзистенциальная первичность - экзистенциальная производность; индивидуальность и самостоятельность (выражающиеся в том, что для своего существования объект не требует существования других объектов) - экзистенциальная несамостоятельность; самодетерминированность - экзистенциальная случайность. Непротиворечивые комбинации этих и менее значимых экзистенциальных аспектов конституируют основные модусы бытия. Например, абсолютное бытие характеризуется автономностью, первичностью, самостоятельностью и самодетерминацией. В своих онтологических построениях И. опирался на длительную традицию учений о бытии, восходящую к Аристотелю и средневековым схоластам.

Эстетическая концепция И. тесно связана с его онтологией. Произведения искусства по их существованию он рассматривает как чистые интенциональные объекты. Они неотделимы от интенциональных актов их творцов и реципиентов, воспринимающих и переживающих их содержание. Они также многослойны. Так, в литературном произведении можно выделить следующие слои или уровни: визуальный или фонетический уровень; слой значения слов и предложений; слой описываемых в нем объектов; слой явленности этих объектов. Все эти страты полифонически взаимосвязаны в композиции единого феномена искусства.

Исследования по эстетике. М., 1962; Das literarische Kunstwerk. Eine Untersuchung aus dem Grenzgebiet der Ontologie, Logik und Literaturwissenschaft. Halle, 1931; Spor o istnienie swiata. T. 1-2, Krakow, 1947-48 (нем. пер. Der Streit um der Existenz der Welt. Tubingen, 1964-66).


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман" в других словарях:

  • ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман — (1893 1970) польский философ, ученик Э. Гуссерля; развил свой вариант феноменологии. Работы по эстетике, теории познания, логике …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИНГАРДЕН (INGARDEN) Роман — (1893 1970) польский философ, представитель феноменологического направления в эстетике, действительный член Польской АН (1957). Методология И. в отличие от последовательного идеализма его учителя Э. Гуссерля получила название «онтологического… …   Эстетика: Словарь

  • ИНГАРДЕН — (Ingarden) Роман (1893 1970) пол. философ. Обучался во Львове (1911 1912) под руководством К. Твардовского, затем в Геттингене (1912 1915) и Фрибурге (1915 1917) под руководством Э. Гуссерля. До Второй мировой войны проф. Львовского ун та, после… …   Философская энциклопедия

  • Ингарден Роман — Ингарден (Ingarden) Роман (5.2.1893, Краков, 15.6.1970, там же), польский философ, феноменолог, доктор философии (1918), профессор (1933), действительный член Польской АН (1957). Ученик Э. Гуссерля. В l933 41 преподавал в Львовском, с 1945 в… …   Большая советская энциклопедия

  • Ингарден — (Ingarden)         Роман (5.2.1893, Краков, 15.6.1970, там же), польский философ, феноменолог, доктор философии (1918), профессор (1933), действительный член Польской АН (1957). Ученик Э. Гуссерля (См. Гуссерль). В l933 41 преподавал в Львовском …   Большая советская энциклопедия

  • Ингарден Роман — (Ingarden) (1893 1970), польский философ, ученик Э. Гуссерля; развил свой вариант феноменологии. Работы по эстетике, теории познания, логике. Основное сочинение  «Спор о существовании мира» (т. 1 3, 1961 81). * * * ИНГАРДЕН Роман ИНГАРДЕН… …   Энциклопедический словарь

  • Ингарден Р. — ИНГÁРДЕН (Ingarden) Роман (1893–1970), польск. философ, ученик Э. Гуссерля, предст. феноменологии. Осн. соч. – Спор о существовании мира (т. 1–3, 1961–81). Тр. по эстетике, теории познания, логике …   Биографический словарь

  • Ингарден, Роман — Роман Витольд Ингарден Roman Witold Ingarden …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»